Каждый человек – неповторимый,
особенный. Как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух людей с
абсолютно одинаковым внутренним миром, одинаковым опытом, интересами,
устремлениями. Именно уникальность каждого «жителя» детского сада (взрослого,
ребенка) и должна стать предметом развития. Мы говорим о «жителях» детского
сада, потому что стремимся сделать его Домом для детей, их родителей и
сотрудников. Поэтому, такие разные и непохожие люд должны объединиться вокруг чего-либо, значимого для каждого. Этим
значимым, объединяющим вокруг себя всех, по нашему мнению, должен стать Детский
сад. Воспитание у детей чувства дома по отношению к детскому саду мы считаем
основной своей задачей. Для этого мы используем ритуалы и традиции в группе и в детском саду.
Ритуал – установленный
порядок действий.
Традиция – то,
что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих
поколений.
Ритуалы и традиции способствуют развитию
чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива,
прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем необходимым
введение ритуалов и традиций в жизнедеятельность детского сада. Однако каждая
традиция должна решать определенные воспитательные задачи и соответствовать
возрастным особенностям детей.
День рождения детей.
Цель: развивать способность к сопереживанию
радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого
ребенка в группе.
Мысленное возвращение к прожитому за день и слушание
рассказ воспитателя о том, как положительно отличился каждый из них.
Цель: отметить, как положительно отличился каждый ребенок,
подчеркнуть значимость каждого ребенка.
Занятия своим делом за общим столом.
Цель: создание
дружелюбной атмосферы в группе.
«Обживание» группы в начале года, завершающееся
новосельем.
Цель:
формирование «чувства дома» по отношению к своей группе, участие каждого в ее
оборудовании и оформлении.
«Сладкий вечер»
Цель: снятие
психологического напряжения, освоение правил поведения за праздничным столом,
воспитание чувства сопричастности со всеми членами группового коллектива.
Встреча
с интересными людьми
Цель: расширение контактов со взрослыми людьми, ознакомление
с профессиями, бытовыми обязанностями и увлечениями взрослых, развитие
коммуникативных навыков.
Собирание
коллекций
Цель: осознание и развитие личных интересов ребенка,
развитие любознательности, воспитание навыков бережного отношения к собственным
вещам.
Регулярные подарки всем детям в виде различных привлекательных для них
предметов, а также – экспонатов в личные коллекции.
Цель: осознание
ребенком собственной значимости, установление в группе благоприятного
микроклимата.
Уважение к личной собственности каждого ребенка. (Все, что принесено из дома и не угрожает жизни и
здоровью других детей, не должно отбираться воспитателем и использоваться
другими детьми.)
Цель: формирование образа «Я», воспитание уважения к
личной собственности и собственности других людей.
Личное приветствие каждого ребенка и родителей. Воспитатель обязан лично встретить родителей и каждого
ребенка. Поздороваться с ними. Выразить радость по поводу того, что они пришли.
Сказать ребенку, что его прихода с нетерпением ждут другие дети.
Цель:
осознание ребенком собственной значимости, установление в группе благоприятного
микроклимата.
Общее
приветствие всех детей, участие детей в
планировании собственной деятельности и жизнедеятельности группы.
Цель:
установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции
планирования, становление позиции субъекта деятельности.
Итог прожитого дня.
Цель: развитие рефлексивных навыков.
«Дневник группы» оформляется
совместно детьми, воспитателями, родителями. Его страницы должны отражать как
индивидуальные особенности каждого ребенка (личные предпочтения, интересы,
умения, желания и пр.), так и то, что объединяет группу (название, эмблема,
коллективные фотографии, любимые группой занятия, виды деятельности, дружеские
связи, события из жизни группы и пр.).
Цель:
развитие чувства единения со всеми членами группы.
«Календарь жизни группы» отражает планируемые взрослыми и детьми мероприятия (в
старшей группе – на неделю, в подготовительной – на месяц). С помощью условных
обозначений отмечаются интересные, важные для детей даты (дни
рождения, праздники), предполагаемые экскурсии, встречи, крупные хозяйственные
дела (генеральная уборка группы, постройка горки и пр.)
Цель: установление
в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования,
становление позиции субъекта деятельности.
Присвоение
имени, символики группе, детскому саду, как живому организму
Цель:
установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции
планирования, становление позиции субъекта деятельности.